075 это близорукость

Острота зрения

Острота зрения — это способность глаза воспринимать раздельно две точки, расположенные друг от друга на некотором расстоянии. Мерилом остроты зрения является угол зрения, т. е. угол, образованный лучами, исходящими от краев рассматриваемого предмета или от двух точек (А, В) к узловой точке (К) глаза (схема; а и б — отображение точек А и Б на сетчатке). Острота зрения обратно пропорциональна углу зрения, т. е. чем он меньше, тем острота зрения выше. В норме глаз человека способен раздельно воспринимать объекты, угловое расстояние между которыми не меньше 1′ (одна минута).

Схема, иллюстрирующая понятие остроты зрения

Острота зрения — одна из важнейших функций органа зрения. Она зависит от размеров колбочек, находящихся в области желтого пятна, сетчатки, а также от ряда факторов: рефракции глаза. ширины зрачка, прозрачности роговицы, хрусталика, стекловидного тела, состояния сетчатой оболочки и зрительного нерва, возраста. Определение остроты зрения — один из основных методов исследования состояния органа зрения.

Для исследования остроты зрения пользуются таблицами, состоящими из 12 рядов букв, колец или рисунков (таблицы для детей) определенной величины. Таблицы построены так, что толщина штриха буквы или знака десятого ряда видна с расстояния 5 м под углом зрения в 1′; это соответствует остроте зрения, равной 1,0. Различение букв, знаков верхнего ряда таблицы соответствует остроте зрения, равной 0,1; второго — 0,2; третьего — 0,3 и т. д. Различение знаков в 11 и 12 рядах соответствует остроте зрения 1,5 и 2,0.

При проверке остроты зрения таблицы  должны быть хорошо освещены, для чего их помещают в осветительный аппарат Рота (см. Рота аппарат ). Исследование проводят с расстояния 5 м, острота зрения каждого глаза исследуют отдельно, закрывая при этом другой глаз непрозрачным щитком. Знаки на таблице показывают концом черной указки. Предлагают исследуемому читать знаки таблицы, начиная с самых крупных. Острота зрения соответствует последнему ряду, знаки которого исследуемый читает полностью или не различает в нем 1—2 знака. Цифра около этого ряда указывает остроту зрения. Если исследуемый не читает знаков первого ряда, то острота зрения у него меньше 0,1. В этих случаях для определения остроты зрения подводят исследуемого к таблице или приближают к нему отдельные знаки (кольцо с разрывом, черные палочки на белом фоне), по величине равные знакам верхнего ряда таблицы, отмечая расстояние, с которого он начинает их различать. Каждые 0,5 м соответствуют остроте зрения 0,01. Так определяют остроту зрения от 0,09 до 0,01. При более низкой остроте зрения предлагают различать пальцы или движение руки исследующего. Различение движения руки на расстоянии 30 см перед глазом соответствует остроте зрения 0,001. Если больной ощущает только свет, то острота зрения обозначают как светоощущение. При полной слепоте острота зрения равна 0. Результаты исследования записывают отдельно для правого и левого глаза.

Острота зрения — степень различения границ и деталей рассматриваемых предметов. Острота зрения — одна из важнейших функций зрительного анализатора, в значительной мере определяющая способность ориентироваться в окружающем пространстве. Физиологическую основу остроты зрения составляет контрастная, или разностная, чувствительность, т. е. способность глаза замечать различия в яркостях сравниваемых полей. Так, светлое пятно на светлом же фоне становится впервые заметным только при известном изменении его яркости по сравнению с яркостью фона.

Остроту зрения обычно характеризуют тем минимальным промежутком между двумя объектами или точками, при котором глаз еще в состоянии видеть их раздельно. Для раздельного различения двух точек необходимо, чтобы между их изображениями на сетчатке оставалось пространство, возбуждение которого вызывает ощущение иное, чем возбуждение тех мест, на которые проецируются изображения этих точек. в Конечный процесс распознавания деталей и свойств рассматриваемого предмета обусловлен дифференцировочной деятельностью коры головного мозга. Наряду с дробным анализом световых раздражений этот процесс включает и связь (синтез) последних с другими раздражениями, прежде всего тактильными и проприоцептивными. В акте зрительного восприятия «к нашему глазу присоединяются не только другие чувства, но и деятельность нашего мышления» (Ф. Энгельс). Этим объясняется тот факт, что после рождения острота зрения у ребенка развивается постепенно и обычно только к 6—8 годам достигает нормального уровня.

Практической мерой остроты зрения считается величина, обратная углу зрения (рис. 1), т. е. углу, образованному лучами, идущими от краев рассматриваемого предмета или от двух рассматриваемых точек (Л и В) к узловой точке глаза (А’); в данном случае — угол АКБ. Чем меньше угол зрения, допускающий раздельное видение двух точек, тем больше острота зрения. У большинства людей минимальная величина этого угла равна одной минуте (Г), поэтому эту величину и принято считать нормой, а остроту зрения глаза, имеющего наименьший угол зрения в 1′,— нормальной остротой зрения.

Рис. 1. Схема угла зрения.

Рис. 2. Зависимость остроты зрения от места сетчатой оболочки: сплошная линия — острота колбочкового (дневного) зрения; пунктирная — острота палочкового (сумеречного) зрения; заштрихованный прямоугольник — область «слепого» пятна.

Наиболее совершенной функцией различения деталей предметов обладает центральная ямка сетчатой оболочки (см.). По мере удаления от центра к периферии сетчатки острота зрения для колбочкового зрения круто падает (рис. 2). Существенно влияет на остроту зрения состояние рефракции глаза. При астигматизме, близорукости, высокой дальнозоркости острота зрения значительно понижается по сравнению с остротой зрения эмметропического глаза, так как на сетчатке получаются нечеткие изображения рассматриваемых предметов. Отчетливость изображений на сетчатке и, следовательно, остроту зрения несколько ухудшают слишком широкий и слишком узкий зрачок; оптимальная острота зрения отмечается при зрачке диаметром 3 мм (В. К. Вербицкий, С. М. Брайловский). Некоторое улучшение остроты зрения наблюдается при освещении объекта монохроматическим (например, желтым), а не смешанным светом (В. Б. Вейнберг и Е. А. Лапинская).

Важное практическое значение имеет влияние интенсивности освещения на остроту зрения.

При различении черных объектов на белом фоне острота зрения достигает наиболее высокого уровня лишь при освещении в тысячи люксов. При использовании белых объектов на черном фоне наблюдаются иные соотношения: острота зрения достигает максимума при освещенности всего в 5—6 лк, а при дальнейшем увеличении освещенности понижается (Е. В. Кленова).

На остроту зрения влияет и адаптация глаза (см.). Острота зрения ухудшается, если глаз был адаптирован к яркостям, меньшим или значительно большим, чем яркость испытательного поля. С. В. Кравков и сотр. установили зависимость остроты зрения от центральной нервной системы. На это указывают изменения остроты зрения при освещении второго глаза, под влиянием слуховых раздражителей и условнорефлекторные ее изменения.

Для исследования остроты зрения пользуются особыми таблицами, на которые нанесены испытательные знаки различной величины (буквы, цифры, крючки, кольца) — оптотипы. В основу построения современных таблиц положен принцип, предложенный Снелленом (Н. Snellen) в 1862 г. Оптотипы выполнены с таким расчетом, чтобы с определенного расстояния деталь знака была бы видна под углом зрения в 1′, а весь знак — под углом зрения в 5′; при этом под деталью знака понимается как толщина штрихов, из которых составлен данный оптотип, так и промежуток между отдельными штрихами, входящими в состав знака (рис. 3). Таблица состоит из нескольких рядов, причем в каждом ряду расположены знаки равной величины. Сбоку каждого ряда обозначено расстояние, с которого штрих данного знака виден под углом зрения в 1′. Зная это расстояние и расстояние, с которого исследуемый узнает данный знак, легко определить остроту зрения по формуле: V=d/D,  где V — острота зрения, d — расстояние, на котором находится исследуемый от таблицы, D — расстояние, с которого штрих данного знака виден под углом зрения в 1′.

Рис. 3. Оптотипы Снеллена: 1 — буква; 2 — крючок.

В СССР наиболее распространены таблицы Головина — Сивцева (рис. 4), в которых имеется 12 рядов знаков — букв и колец с разрывом (оптотипы Ландольта). При исследовании на расстоянии 5 м верхний ряд этих таблиц соответствует остроте зрения 0,1, а десятый ряд — нормальной остроты зрения, равной 1,0. Таким образом, при переходе сверху вниз от одного ряда к другому значения остроты зрения увеличиваются в арифметической прогрессии — 0,1; 0,2; 0,3; 0,4; 0,5; 0,6; 0,7; 0,8; 0,9 и 1,0. Два нижних ряда — одиннадцатый и двенадцатый — служат для определения остроты зрения выше 1,0 (1,5 и 2,0).

Рис. 4. Таблицы Головина — Сивцева для определения остроты зрения в аппарате для их освещения, сконструированном в Институте глазных болезней им. Гельмгольца.

Таблицы помещены в осветительный аппарат Рота в модификации Института глазных болезней им. Гельмгольца с электрической лампой 40 Вт, закрытой со стороны исследуемого непрозрачным щитком. Это создает относительно равномерную освещенность таблиц в 700 лк. Осветитель укрепляют на стене так, чтобы нижний край его находился на расстоянии 120 см от пола. Во время исследования пациент должен держать голову прямо, веки обоих глаз должны быть открыты. Неисследуемый глаз прикрывают непрозрачным щитком белого цвета. В течение 2—3 секунд показывают указкой знак на таблице и просят исследуемого назвать его. При оценке результатов исследования пользуются понятиями о полной и неполной остроты зрения. При полной остроте зрения все знаки в соответствующем ряду исследуемый называет правильно. Если в рядах таблицы, соответствующих остроте зрения 0,3; 0,4; 0,5; 0,6, не распознан один знак, а в рядах, соответствующих остроте зрения 0,7; 0,8; 0,9; 1,0,— два знака, острота зрения оценивается по данному ряду как неполная.

Для определения остроты зрения меньше 0,1 пациент приближается постепенно к таблице (интервалы 0,5 м) пока не назовет правильно знаки верхнего ряда. Остроту зрения оценивают по приведенной формуле. Например, если исследуемый видит знаки с расстояния 3 м, острота зрения равна 0,06(3м/50м). Но лучше для определения остроты зрения меньше 0,1 пользоваться набором оптотипов Б. Л. Поляка. Набор состоит из 6 кольцевых и 6 трехлинейных оптотипов различной величины, наклеенных на листы картона. Размеры оптотипов рассчитаны так, что толщина штрихов и ширина просветов соответствуют остроте зрения 0,09; 0,08; 0,07; 0,06; 0,05 и 0,04 для расстояния 5 м. Если острота зрения у исследуемого ниже 0,04, ее проверяют с расстояния 2,5 м. При определении остроты зрения ниже 0,1 оптотип помещают в аппарат для освещения таблиц.

В таблицах для исследования остроты зрения, составленных по принципу арифметической прогрессии, разница в остроте зрения при переходе от одного ряда к другому очень неравномерна. Так, при переходе от первого ряда ко второму (0,1 и 0,2) острота зрения возрастает в 2 раза, а при переходе от пятого ряда к шестому (0,5 и 0,6) — всего в 1,2 раза. В связи с этим были предложены таблицы, составленные по принципу геометрической прогрессии. Из них наибольшее практическое применение имеет таблица В. Е. Шевалева.

Рис. 5. Таблица для определения остроты зрения у детей дошкольного возраста.

Для определения остроты зрения у детей дошкольного возраста пользуются таблицами с картинками (рис. 5). До исследования обычно подводят ребенка к таблице и просят назвать изображенные на ней предметы, чтобы он мог освоиться с тем, что от него потребуют. Во время определения остроты зрения дети быстро устают. Поэтому при исследовании остроты зрения, начиная с верхнего ряда таблицы, показывают ребенку в каждом ряду только по одной картинке. Если он не может назвать ее, то указывают для распознавания все остальные картинки данного ряда, затем выше расположенного ряда и т. д. пока не будет правильно названо большинство знаков в одном ряду. Этот ряд и определит остроту зрения у исследуемого ребенка.

При помощи рассмотренных таблиц определяют остроту зрения для дали. Имеются, кроме того, таблицы для исследования остроты зрения на близком расстоянии. Они состоят большей частью не из отдельных цифр или букв, а из нескольких печатных текстов, отличающихся друг от друга размерами букв. Эти таблицы обычно используют при назначении очков для чтения. Ряд авторов [Ом (J. Ohm), Гюнтер (G. Gunther) и др.] предложил объективный метод определения остроты зрения по оптокинетическому нистагму. Последний возникает только тогда, когда движущиеся перед глазом объекты различаются. Этот метод особенно ценен в случаях выявления аггравации или экспертизы, когда субъективные методы исследования остроты зрения недостаточно надежны.

Источник: http://medical-enc.ru/14/ostrota_zrenia.shtml

ИЗЛЕЧИМА ЛИ БЛИЗОРУКОСТЬ?

ИЗЛЕЧИМА ЛИ БЛИЗОРУКОСТЬ?

Необходимо сказать, что в настоящее время близорукость становится массовым явлением. В школах и лицеях к моменту завершения обучения до 43% выпускников становятся близорукими. Основным проявлением близорукости является ухудшение зрения вдаль в связи с несовершенством преломляющего аппарата глаза, когда сфокусированное изображение предметов расположено ближе сетчатой оболочки глаза. При этом человек видит предметы расплывчато как бы в тумане. для исправления этого оптического дефекта издавна во всем мире используются отрицательные линзы, которые способствуют фокусированию в близоруком глазу на сетчатку.

Однако практика показала, что длительное ношение очков у близоруких людей не приостанавливает прогрессирование близорукости, а чаще способствует дальнейшему развитию с переходом от слабой степени к более сильной. для близорукого человека очки становятся, как костыли для хромого. Таким образом, очки не являются методом лечения близорукости. Кроме того, стекла, задерживая как экран часть солнечной энергии, лишают организм поступлению этой энергии через орган зрения в структуру мозга. Тем самым нарушается энергетический баланс всего организма. А науке известно, что половина энергии, получаемой в организме за счет биохимических процессов, расходуется на физиологические функции: пищеварение, кровообращение, дыхание, движение, мышление и т.д. в то время как остальная энергия потребляется глазами. Вот почему во всем мире ведется поиск и разработка новых технологий восстановления зрения без очков. И в этом велика заслуга академика С. Федорова.

Каковы же причины развития близорукости? долгое время главенствовали теории о ведущем значении спазмов аккомодации, нарушающих способность хрусталика менять свою кривизну. Поэтому пациентам предлагались капли, снимающие спазм внутриглазных мышц. Однако практика показала, что закалывание ядовитых капель, расширяющих зрачок, не решает проблемы лечения близорукости. Американский офтальмолог Уильям Бейте опроверг эти теории и показал, что в основе развития близорукость и других аномалий рефракции (дальнозоркость, астигматизм, возрастная пресбиопия-ухудшение зрения в близи) лежат нарушения согласованности в работе наружных мышц глаза и зрительных центров коры головного мозга. Ведь истинный глаз находится в черепно-мозговом центре, ответственном за зрение, т.е. в центральной нервной системе. Поэтому хорошее зрение зависит от состояния биоэнергетики, питания, мышечного тонуса и

нервной полноценности. Если что-либо из этого комплекса нарушается, то на успех в восстановлении зрения остается мало шансов.

В книге «Улучшение зрения без очков по методу Бейтса» описывается целая система упражнений для восстановления зрения при близорукости. Согласно законам физиологии глаз заинтересован в свете, а мозг во тьме. Поэтому в системе Бейтса основное внимание уделено разумному чередованию зрительных нагрузок и расслабления-отдыха для глаз. Основные принципы расслабления: соляризация

лечение солнцем; пальминг — лечение темнотой (закрывание глаз ладонями на несколько секунд или минут); повороты ,разрушающие привычку пристального смотрения через физическое и психологическое перемещение взгляда воспоминание и мысленное расслабление, направленное на тренировка зрительных центров коры головного мозга. Система Бейтса своими корнями уходит к восточной и тибетской медицине. Белый дама академик Виктор Востоков в своей книге «Тайны тибетской медицины и восточных целителей» в главе о гигиене глаз описывает различные упражнения, направленные на тренировку глазных мышц с закрытыми и открытыми глазами, фиксацию взгляда на межбровном промежутке, фиксацию взгляда на кончике носа, фиксацию взгляда па плече, вращение глазами, массаж, глазные ванночки и промывание глаз холодной водой. Практика показала, что использование указанных приемов и методов хорошо помогает при начальных стадиях близорукости.

Близорукость, как правило, возникает у детей в школьном возрасте, однако по ряду причин (отсутствие свободного времени или неорганизованность, день, невежество) не все родители уделяют внимание активной профилактике и лечению школьной близорукости. Поэтому возрастающие зрительные нагрузки, внедрение компьютерной техники в учебный процесс, поток видеопродукции и телевизионной информации в быту, ухудшение экологической обстановки оказывают отрицательные влияние на орган зрения и способствуют прогрессированию близорукости, которая из безобидной аномалии рефракции постепенно переходит в миопическую болезнь (осложненную или злокачественную форму близорукости), приводящей в 25% к инвалидности по зрению.

Что же такое миопическая болезнь глаз и можно ли ее предупредить и вылечить? Толчком к проведению научных исследований в этой области послужили наблюдения в офтальмологической экспедиции по Горному Алтаю в конце 60-х годов. Проф. О.П.Панков и его коллеги столкнулись с необъяснимым в то время фактом. У охотников-аборигенов Горного Алтая клиническими методами исследования выявлялась близорукость разных степеней. Но при этом острота зрения составляла 1,0 (100% и более). А эти люди — очень меткие охотники, И с помощью охотничьего ружья без оптического прицела они могли сбить белку с расстояния 100 и более метров. Жители Горного Алтая и других местностей, где чистый воздух, много солнца и родниковой воды, где нет компьютеров и телевизоров независимо от клинической рефракции (близорукость или дальнозоркость) не пользуются очками и имеют прекрасное зрение. Поэтому на сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что миопическая болезнь — это болезнь цивилизации и стремительно ухудшающейся экологии. Миопическая болезнь — это хроническая длительно протекающая интоксикация органа зрения в результате перенесенных инфекций в раннем детском возрасте, либо в утробе матери (токсикозы беременных, когда плод омывается токсической жидкостью) или попадания токсинов из окружающей среды. Попадая с током крови в глаз, эти токсины, проходя через поры кровеносных капилляров сосудистой оболочки глаза, оседают в лимфатических пространствах. Но иммунологам известно, что в ответ на попадание чужеродных элементов организм откликается реакциями иммунитета (захвата и уничтожения посторонних элементов).

Реакции клеточного иммунитета наиболее активно протекают в лимфатических пространствах глаза. При этих реакциях выделяются протеологические ферменты, расщепляющие чужеродный белок. Но одновременно с этим расщепляются белки склеры (наружной белочной оболочки глаза). При усилении интоксикации осколки токсинов блокируют дренажные пути задних отделов глазного яблока и экватора. В результате этого происходит повышение внутриглазного давления и постепенное истечение склероз и других оболочек глаза. При этом из шаровидной формы глаз превращается в вытянутую, как яйцо. Близорукость резко прогрессирует и в тканях глаза наступают необратимые изменения в виде дистрофических очагов и кровоизлиянии сетчатки. А у некоторых пациентов сетчатка источена настолько, что происходит ее разрыв и отслойка с потерей зрения. Указанная концепция была подтверждена экспериментально проф. О.П.Панковым, когда с введением протеолитического фермента в глаз у кроликов (от природы дальнозорких со средней степенью дальнозоркости +4,0 удалось за год получить близорукость в —б,0 со всеми признаками миопической болезни. Экспериментальная модель миопической болезни, разработанная профессором Панковым 12 лет назад, защищена Патентом РФ на изобретение, а на концепцию развития дистрофических заболеваний глаз и методов профилактики и лечения получен международный сертификат-лицензия на новизну.

Каковы же меры профилактики прогрессирования миопической болезни? Поиски ученых в разных странах мира привели к разработки различных хирургических методов укрепления наружной оболочки глаза-склеры. С этой целью используется пересадка собственной наружной фасции бедра пациента, пересадка донорской склеры (операции склеропластики), введение за глаз различных полимеров и взвесей. Необходимо отметить, что, несмотря на высокую эффективность этих операций, все-таки в 20—З 5% прогрессирование миопической болезни продолжается. Кроме того, проведение операций под наркозом у детей и подростков связано с риском осложнений общего характера и большой психо-эмоциональной травмой ребенка. Вот почему поиск и разработка щадящих терапевтических методов лечения этого заболевания продолжается.

Многолетние научные исследования совместно с учены ми Российской государственного медицинского университета, НИИ глазных болезней РАМН, Республиканского Центра клинической лимфологии Минздрава РФ позволили разработать уникальную авторскую технологию профилактики и лечения миопической болезни. Наши эксперименты на модели миопической болезни глаза показали, что низко интенсивное лазерное излучение, не обладающие прижигающим или повреждающим действием на ткани глаза, способствует приостановлению дистрофических изменений в тканях.

Клинические испытания, проведенные совместно со специалистами Российского государственного медицинского университета подтвердили высокую эффективность лечебных технологий 96,3% стабилизация миопии и ее уменьшение. Полученные данные легли в основу Методических рекомендаций Минздрава РФ, подготовленных совместно с главным детским офтальмологом г. Москвы профессором Е.И.Сидоренко (I995год). Внедрение этих методов у школьников г. Жуковского позволили добиться улучшения зрения и стабилизации процесса у 99%детей. у 45% близоруких ликвидировать близорукость от 2,5 до 1,01), что позволило им избавиться от необходимости носить очки. А использование биорезонансной магнитолазерной терапии в комбинации с легким микрохирургическим воздействием за З минуты ликвидировать близорукость до 4 у людей молодого возраста. И уже через 2—3 дня после проведенного лечения пациенты абсолютно здоровы и навсегда забывают об очках. В случаях прогрессирующего течения миопической болезни пациентам необходимо проведение одного двух курсов магнитолазерной терапии в год. И только при стойкой стабилизации процесса (не менее 2 лет) можно решать вопрос об исправлении близорукости методами рефракционной микрохирургии роговицы ялиэксимерной лазерной кератэктомии (моделирование кривизны роговицы выращиванием поверхностных слоев).

В заключении необходимо отметить, что близорукость, как и миопическая болезнь на сегодня излечимы только в том случае, если пациент осознает необходимость мер профилактики и лечения на ранних стадиях.

Что же касается врожденных форм миопической болезни, то в этих ситуациях пока редко удается оказать реальную помощь. Решение о тех или иных методах профилактики близорукости и ее осложнений тибетская гимнастика, система Бейтса, терапевтическое яли хирургическое лечение) пациент обязан принять сам. А задача квалифицированного врача объяснить пациенту возможности каждого метода профилактики, лечения и ожидаемый прогноз от их использования. Не надо запугивать пациентов повреждающим действием сверх слабого лазерного излучения, которое по своей мощности в тысячи раз слабее, чем обычная электрическая лампочка, а по биологическому действию схоже с восходящим солнцем, лучи которого так необходимы для поддержания энергетического баланса в организме.

Наглядным примером нехирургического лечения прогрессирующей близорукости может служить наблюдение с московским школьником Димой К. 15 лет. С 7 до 14 лет у мальчика прогрессировала близорукость сначала. 7,О с миопическим астигматизмом. По просьбе родителей мальчику были изготовлены лечебные «Квантовые очки». Дома «очень закомплексованный ребенок» в течение года дома занимался на этом приборе. Спустя год явления астигматизма исчезли, миопия уменьшилась на 2,0 острота зрения увеличилась с 0,5 до 0,7. Не смотря на то, что мальчик за год подрос на 15 см. размеры глаза стабилизировались.

доктор Панков О.П. разработал новый метод и новый аппарат для диагностики и лечения офтальмологических заболеваний — « Квантовые очки ». Были разработаны два варианта аппарата.

Комплекс « Квантовые очки » предназначен для использования преимущественно в клиниках, диагностических центрах, санаториях, центрах и других специализированных медицинских учреждениях) представляет собой малогабаритный, легко переносимый настольный прибор в комплекте с очками и гибким многожильным кабелем, соединяющим очки с персональным компьютером. Встроенные в оправу очков, входящих в комплект аппарата, источники квантового излучения обеспечивают терапию органов зрения низко интенсивным излучением в спектральном диапазоне 400—1300 Нм на дискретных, фиксированных длинах волн для каждого излучателя в отдельности. Управление режимом работы излучателей осуществляется с помощью программы управления — персонально на каждое конкретное заболевание. Выбор методик терапии, режимов и частот может варьироваться под индивидуального пациента стандартным способом управления.

Помимо лечения аппарат предназначен для проведения диагностики по методу КЧСМ (критическая частота слияния мелькания).

Второй вариант— очки-тренажеры восстановительные для индивидуального пользования вариант для тренировки органа зрения, расслабления, снятия стрессов, профилактики возрастных изменений глаз. Очки представляют собой портативный прибор, в оправу которого встроены светодиодные излучатели, управляемые вмонтированными внутрь микропроцессорами, по одному излучателю на каждый глаз.

Уже после первых сеансов наряду с улучшением зрительных функций у большинства пациентов отмечалось значительное улучшение общего состояния, уменьшение головных болей, улучшение сна.

Источник: http://kvantexmed.ru/info/IZLEChIMA_LI_BLIZORUKOST.aspx

Краснодарский филиал ФГУ МНТК «Микрохирургия глаза» им. С.Н. Федорова

В режиме онлайн Виктор Крылов, заведующий хирургическим отделением, врач-офтальмохирург высшей категории, заслуженный врач Кубани, и Евгений Подтынных, врач-офтальмолог, хирург эксимерлазерного отдела Краснодарского филиала ФГУ МНТК «Микрохирургия глаза», рассказали о деятельности клиники, об операциях, которые производятся в МНТК, о показаниях и противопоказаниях к ним, о современных методах диагностики, хирургического и консервативного лечения, о новых технологиях в офтальмохирургии, и ответили на вопросы пользователей

Деятельность

МНТК «Микрохирургия глаза» имени Федорова г. Краснодар

Краснодарский филиал МНТК «Микрохирургия глаза» начал свою работу 28 октября 1987 года на базе известного во всем мире Московского научно-исследовательского института «Микрохирургия глаза», руководителем которого до самого последнего дня был выдающийся офтальмолог, академик Святослав Федоров. Сейчас филиал — это один из ведущих мировых центров офтальмологической помощи, врачи высочайшей квалификации, новейшее оборудование и технологии лечения глазных заболеваний, современные программы реабилитации пациентов, вежливый и предупредительный персонал, комфортные условия проживания.

Комплексное обследование на лучшем зарубежном оборудовании и консультации высококвалифицированных врачей — офтальмологов.

Хирургическое лечение

Наш филиал предлагает своим пациентам бесшовную хирургию катаракты, в том числе с помощью ультразвука и лазера. Используется весь спектр современных моделей искусственных хрусталиков. Проводятся также операции по лечению глаукомы, пересадке роговицы, имплантации радужки, косоглазию, удалению кист и многие другие.

Операции выполняются в соответствующей всем мировым стандартам операционной, оснащенной уникальным оборудованием — последними моделями ультразвуковых факоэмульсификаторов, новейшими микроскопами.

Эксимерлазерная коррекция зрения. LASIK

Комбинированная лазерно-хирургическая операция, самая высокотехнологичная и наиболее комфортная, позволяет в кратчайшие сроки и без боли вернуть максимально возможное зрение пациентам с дальнозоркостью, близорукостью и различными видами астигматизма. Воздействие лазера длится меньше минуты, а пациент получает прекрасное зрение на всю жизнь. Сегодня LASIK — самая популярная операция в мире по избавлению от очков и контактных линз. В нашей клинике эти операции выполняются с 1999года.

Многолетний опыт врачей и лучшее оборудование — гарантия возращения 100% зрения.

Лазерное лечение

В лазерном отделении оказывают помощь пациентам, имеющим патологические изменения на глазном дне, в том числе диабетическую ретинопатию, различные сосудистые нарушения, отслойку сетчатки, последствия травм. Здесь проводится более 2 000 операций в год. Мы предлагаем пациентам самый широкий выбор эффективных методов лазерного лечения — от самых новых и прогрессивных до классических и доступных по цене широким слоям населения.

Витреоретинальная хирургия «Диабет глаза»

Лечение самых тяжелых заболеваний глаза, в том числе диабетического характера, отслойки сетчатки, последствий травм глазного яблока, патологии стекловидного тела проводят лучшие специалисты оптико-реконструктивной хирургии. Индивидуальный подход к лечению пациентов, страдающих сахарным диабетом, гарантирует максимально возможное восстановление зрения. Все этапы лечения обязательно контролируются эндокринологом и терапевтом.

Консервативное лечение

Комплексный подход к лечению всех глазных заболеваний на уровне мировых стандартов, с использованием современных компьютерных технологий, новейших лекарственных средств и всех видов физиотерапевтических процедур обеспечивает высокий терапевтический эффект лечения.

Лечение детей

С помощью самой современной аппаратуры лучшие специалисты детского отделения поставят точный диагноз, составят план строго индивидуального лечения — консервативного или хирургического. Врачи клиники с помощью новейших, в том числе компьютерных методик лечат детскую амблиопию (слабовидение), все виды косоглазия, глаукому, прогрессирующую близорукость, птоз, нистагм. Эффективность лечения во многом зависит от своевременного обращения к врачу. Начните лечение глаз ребенка вовремя!

Обслуживание иностранных граждан И VIP-пациентов

Индивидуальное сопровождение пациента медперсоналом по диагностической линии. Новейшие технологии диагностики и лечения. Размещение в комфортабельных номерах пансионата (1-2 местные номера, номера «люкс»). Комплексное питание в кафе. Возможно питание по индивидуальному заказу. Междугородняя и международная связь; камера хранения; услуги переводчика; встреча и проводы — аэропорт, ж/д и автовокзалы.

350012, г. Краснодар, ул. Красных Партизан, 6,

тел. (861) 222-0-444,

время работы: с 8:00 до 19:00,

суббота: с 9:00 до 14:00,

Источник: http://online.yuga.ru/show/?conferenceid=84

Упражнения для глаз

Каждый третий житель нашей планеты имеет те или иные проблемы со зрением. Наиболее распространенные нарушения работы глаз (близорукость. дальнозоркость. астигматизм. косоглазие ) связаны с изменением формы, размеров и положения глазного яблока, из-за чего искажается способность глаза фокусировать изображение на сетчатке. Нужно ли говорить о том, сколько неприятностей доставляет плохое зрение его «обладателю»?

Зрение можно и нужно восстанавливать! Речь не идет о хирургических вмешательствах, контактной либо лазерной коррекции. Вернуть остроту зрения можно с помощью естественных методов. Да, это требует времени и сил, но ведь и развивались нарушения не один день. Регулярное выполнение упражнений для глаз принесет свои плоды: Вы сможете видеть гораздо лучше!

Идея восстановления зрения с помощью упражнений для глаз впервые возникла несколько тысяч лет назад. Еще индийские йоги разрабатывали упражнения для глаз, стремясь к гармонизации работы всех органов и систем, в том числе, зрения. Именно йоги придумали сочетать регулярные тренировки глазных мышц с качественным отдыхом. Отдохнувшие глаза работают в полную силу, даря четкое и ясное зрение.

Напряженная работа глаз начинается еще в школе, ведь ученику приходится воспринимать и перерабатывать огромный объем информации. Глаза здесь являются первым «принимающим» органом. Первыми они и страдают, и нередко зрение ухудшается задолго до зрелого возраста. В течение последующей жизни ежедневная нагрузка на глаза растет, не без участия компьютера, телевизора, книг – поэтому треть взрослых людей видит плохо.

Проблемные глаза требуют особого внимания. Но даже человеку со стопроцентным зрением упражнения для глаз необходимы – они помогают избежать сухости, покраснения глаз и других проблем. Испортить глаза можно в любом возрасте, а восстанавливать зрение сложнее, чем его беречь.

Упражнения для глаз разрабатывали многие ученые и врачи. Уильям Бейтс еще в начале прошлого века создал систему упражнений для глаз, опираясь на тот факт, что глаза нуждаются в систематической тренировке и отдыхе. Это учел и Мирзакарим Норбеков. современный автор методики избавления от очков, также направленной на сочетание напряжения и релаксации органов зрения. Любая из этих авторских методик работает, если выполнять упражнения для глаз регулярно.

  • Упражнения для глаз Мирзакарим Норбеков. «Опыт дурака или ключ к прозрению». Приведены основные упражнения для глаз, которые автор рекомендует выполнять для сохранения и улучшения зрения. Полностью авторская методика приведена в соответствующей книге «Опыт дурака или ключ к прозрению». Норбеков излагает свой взгляд на проблемы зрения и пути их решения.
  • Метод Бейтса: упражнения для восстановления зрения. В данном разделе приведены основные упражнения для улучшения и восстановления зрения, которые Бейтс рекомендует выполнять, согласно своей методике.

Восстанавливаем зрение: три лучших комплекса упражнений

Предлагаем Вашему вниманию три эффективных комплекса упражнений для глаз. Прочтите описание каждого из них и мысленно представьте, как Вы его выполняете. Важны все нюансы: слова «плавно» и «интенсивно» необходимо понимать буквально. Обратите внимание на советы по дыханию, ведь во время гимнастики глаза особенно нуждаются в кислороде.

Делайте упражнения для глаз как минимум дважды в день. Это займет не более 5 минут, а пользу принесет огромную! Рекомендуется чередовать описанные ниже комплексы упражнений или выбрать один из них.

Комплекс № 1. Улучшаем кровообращение!

Время: 5 минут

Не последнюю роль в нарушении зрения играет недостаточная циркуляция крови в области глазных мышц и нервов. Поглаживание, вибрация, нажим, разминание – основные приемы массажа помогут улучшить ситуацию. Указательным и средним пальцем «рисуйте» восьмерки, двигаясь к носу в области нижнего края глаза и над бровями – в области верхнего края, повторяя эти движения от 8 до 16 раз. Сочетайте массаж с такими упражнениями для глаз, повторяя их по шесть и более раз:

1. Двигайте глазами по прямой горизонтальной линии вправо и влево.

2. То же самое, но вверх и вниз.

3. Вращайте глазами по кругу – сначала по часовой стрелке, затем против нее.

4. Интенсивно и быстро зажмуривайтесь и расслабляйте глаза.

5. Двигайте глазами по диагонали: из левого нижнего угла в правый верхний и наоборот.

6. Поставьте палец на переносицу и постарайтесь увидеть его обоими глазами сразу.

7. Быстро-быстро поморгайте.

8. Наклейте на оконное стекло метку или кружочек. Отметьте какой-либо крупный объект далеко позади него: это может быть дальний дом или дерево во дворе. Отойдите от окна на расстояние метра-двух. Переводите взгляд с метки на расположенный вдалеке объект и обратно.

Комплекс №2. Скажем «нет» близорукости!

Время: от 3 до 5 минут

Хотите снизить риск развития близорукости, остановить падение зрения? Выполняйте по 5-6 раз описанные ниже упражнения для глаз. А если Вы проводите весь день за компьютером, делайте упражнения каждый час. Исходное положение: сядьте на стул со спинкой или в кресло, расслабьтесь.

1. Отклонитесь назад, глубоко вдохните. Подавшись вперед, выдохните.

2. Откиньтесь на спинку стула, прикройте глаза. Сильно зажмурьтесь, после чего откройте глаза и вернитесь в исходное положение.

3. Положите руки на пояс и поверните голову вправо. Постарайтесь увидеть локоть правой руки. Повторите в левую сторону. Вернитесь в исходное положение.

4. Посмотрите вверх. Вращайте глазами по часовой стрелке и против нее.

5. Вытяните руки перед собой. Не отводя взгляда от кончиков пальцев, вдохните, поднимая руки вверх. Опускайте руки на выдохе. Головой не двигать!

Комплекс №3. Долой усталость!

Время: 5-7 минут

Избавиться от усталости глаз, расслабить мышцы помогут простые упражнения для глаз, которые не отнимут много времени. Давать органам зрения заслуженный отдых необходимо регулярно и ежедневно.

1. Не закрывая глаз, медленно и плавно старайтесь нарисовать глазами «восьмерку» в воздухе, двигая ими в разных направлениях. Никаких резких движений и старайтесь дышать в такт. 5-7 раз.

2. Вытяните правую руку перед собой, поднимите до уровня глаз. В течение пяти секунд смотрите на большой палец руки. Начните отводить руку вправо – медленно и плавно, не отрывая взгляда от пальца. Голова не двигается! Повторите с левой рукой. 5-7 раз.

3. В течение нескольких секунд смотрите на какой-либо удаленный объект прямо перед собой. Поднимите руку так, чтобы палец оказался на расстоянии 25-30 см от глаз, посмотрите на него, после чего опустите руку и снова переведите взгляд на далекий объект. 10-12 раз.

4. Поднимите руку и расположите большой палец на расстоянии 25-30 см от глаз. В течение 5 секунд смотрите на кончик пальца. Закройте правый глаз и продолжайте смотреть на палец еще 5 секунд. Откройте глаза, отсчитайте 5 секунд и закройте левый глаз. Все это время продолжайте смотреть на палец. 10-12 раз.

Систематически выполняя упражнения для глаз, Вы вскоре заметите, что стали лучше видеть, а глаза почти не устают даже в конце рабочего дня. Не прекращайте занятия и когда зрение полностью восстановится. Регулярная профилактика – залог здоровья!

Источник: http://proglaza.ru/lechenie-glaz/uprazhneniyaforeyes.html

Учебное пособие Арзамас агпи 2009 удк 613,0 (075,8) ббк 51,204,0 я73

11.4. Компьютер и здоровье

Необходимой частью современных офисных помещений, дошкольных и школьных учреждений, ВУЗов является использование компьютерной техники. Пер­сональные компьютеры активно используются в частной жизни современного человека. Возникает естественная необходимость учитывать особенности взаимодействия человека и ПК, специфику воздей­ствия компьютера и связанного с ним оборудования на человеческий организм, т.е.

1) специфические условия окружающей среды, обусловленные рабо­той электронно-лучевой трубки компьютера: изме­нение температурно-влажностных и химических ха­рактеристик воздуха, уровня и спектра шума;

2) дли­тельное неизменное положение тела, вызывающее мышечные и скелетные нарушения;

3) постоянное напряжение глаз;

4) воздействие радиации, электроста­тических и электромагнитных полей, которые свя­заны с работой монитора (принцип электронной лучевой трубки).

Работая за компьютером, человек находится на рассто­янии нескольких десятков сантиметров от монитора. Поэтому электромагнитные поля не успевают рассеи­ваться и поглощаются телом оператора. Видеомони­тор компьютера создает вокруг себя электромагнит­ное поле, как низкой, так и высокой частоты (в диапа­зоне 20 Гц — 400 кГц), что способствует появлению электростатического поля и ведет к деионизации воз­духа вокруг монитора, а это в свою очередь влияет на развитие клеток тканей организма, увеличивает веро­ятность развития катаракты. Электромагнитные поля воздействуют на нервную, иммунную, эндокринную и половую системы.

Согласно данным Российского национального ко­митета по защите от неионизирующих излучений, у людей, работающих на компьютере от 2 до 6 часов в сутки, функциональные нарушения ЦНС происхо­дят в среднем в 4,6 раза чаще, чем в контрольных группах, болезни сердечно-сосудистой системы — в 2 раза, болезни верхних дыхательных путей — в 1,9 раза, болезни опорно-двигательного аппара­та — в 3,1 раза.

Специальными исследованиями установлено, что существуют как физическое, так и психическое воз­действие компьютера на здоровье человека. К числу наиболее специфических и частых расстройств у взрослых относят ощущение усталости глаз, мышц спины и шеи, головные боли.

Электростатическое поле, образующееся на экране монитора, собирает пыль, частицы табачного дыма, возбудителей воздушно-капельных инфекций. Это яв­ляется причиной частых вирусных инфекций и аллер­гических заболеваний у операторов.

Заболевания, обусловленные травмой повторяю­щихся нагрузок, включают болезни нервов, мышц и сухожилий руки. Наиболее часто страдают кисть, за­пястье и плечо. К числу профессиональных заболева­ний относятся: тендовагинит, травматический эпикондилит, синдром канала запястья.

В отличие от сердечных приступов и приступов го­ловной боли, заболевания, обусловленные травмой повторяющихся нагрузок, представляют собой посте­пенно накапливающиеся недомогания. Легкая боль в руке, если на нее не обратить вовремя внимания, мо­жет привести к инвалидизации.

Тендоваганит воспаление сухожильного осно­вания мышц кисти и запястья. Беспокоят боли в кисти, запястье и плече. Тендосиновит — воспаление сино­виальной оболочки основания мышц кисти и запястья. Болезнь Карвена — разновидность тендовагинита, при которой страдают сухожилия, связанные с боль­шим пальцем кисти. Синдром канала запястья — ущемление медиального нерва руки в результате опу­хания сухожилия или синовиальной оболочки в облас­ти изгиба запястья.

^ 11.4.1. Компьютер и зрение

В прошедшие времена детей постоянно предупреждали, что чтение при плохом ос­вещении или при неправильной позе может «испор­тить» зрение. К счастью, это происходило не часто, че­го не скажешь о нынешних пользователях компьюте­ров.

По мере того, как печатное слово все чаще заменя­ется изображением на экране компьютера, все больше встречаются нарушения, так или иначе связанные со зрением, — чрезмерное напряжение глаз, «пелена пе­ред глазами», головные боли, боли в области шеи. Спе­циалисты же утверждают, что миллионам людей, которые работают или развлекаются с компьютерными дисплеями, страдать от этого вовсе не обязательно.

Практически все поддается исправлению и всего мож­но избежать, если внести необходимые изменения в условия работы и в положение оператора относи­тельно экрана компьютера.

Многочисленные исследования показывают, что дисплеи не дают опасных для здоровья излучений, так что даже ежедневное пребывание перед ними на про­тяжении десятилетий не может вызвать катаракту и не несет вреда сетчатке. Нет также убедительных доказа­тельств, что пользование компьютером приводит к не­обратимой близорукости (по крайней мере, не более чем обычное чтение).

Вместе с тем обследования обнаружили, что до 75% операторов страдают одним или несколькими необра­тимыми нарушениями зрения или заболеваниями глаз. Американская оптометрическая ассоциация да­же ввела для этих расстройств специальный термин — «синдром компьютерного зрения». Симптомами его могут быть:

1. Временная близорукость — неспособность сфоку­сировать взгляд на отдаленных объектах, длящийся от нескольких минут до нескольких часов после ра­боты с компьютером.

2. Астенопия — быстрая утомляемость глаз, ощуще­ние болезненной усталости в веках и в области лба.

3. Размытость контуров ближних и дальних объектов, иногда диплопия (двоение контуров), а также со­хранение изображения в глазах после того, как взгляд переместился в сторону.

4. Сухость, раздражение глаз или, напротив, слезоте­чение.

5. Повышенная чувствительность к свету.

6. Головные боли, боли в области шеи и спины, спаз­мы мышц, возникающие из-за неудобного положе­ния тела, которое пользователь подсознательно вы­бирает в поисках оптимального угла зрения.

^ 11.4.2. Эргономическая безопасность при работе на ком­пьютере

Эргономическая безопасность характеризует­ся такими условиями работы, когда ее удобно выполнять с максимальным эффектом. Это достигается правиль­ным размещением рабочего стола (места) и применени­ем технических средств.

Эргономическая безопасность при работе с диспле­ем и персональным компьютером оценивается по трем группам параметров:

1) рабочее место — размещение рабочего места (сто­ла и стула) компьютера, монитора, клавиатуры;

2) визуальные — яркость изображения, контраст­ность, внешняя освещенность, блики, мелькание изображения и пр.;

3) эмиссионные — уровни электростатического и эле­ктромагнитного полей, рентгеновского и ультрафи­олетового излучений.

Например, неправильный подбор визуальных пара­метров (как отрегулирован экран монитора, какая ис­пользуется цветовая гамма, откуда падает свет) может спровоцировать быстрое утомление, головную боль, снижение концентрации внимания, даже ухудшение зрения и стресс. Понятно, что в таком случае и ошиб­ки нередки. При этом дискомфорт весьма вероятен вне зависимости от того, аппаратурой какого класса вы пользуетесь.

^ 11.4.3. Профилактика заболеваний при работе за ком­пьютером

Отрицательное влияние работы на компью­тере можно в известной мере уменьшить за счет со­блюдения гигиенических норм и правил. Более стро­гие ограничения необходимо соблюдать детям и подросткам, играющим на компьютерах в период по­лового созревания.

Важное значение в обеспечении электромагнитной безопасности при применении персональных компью­теров имеют действующие в настоящее время Сани­тарные нормы и правила (СаНиП) №2.2.2.542-96 «Ги­гиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», которые рекомен­дуют порядок производства, продажи и использования ВДТ и ПЭВМ. С 1 января 1997 года в России введен но­вый норматив безопасности видеомониторов, соответ­ствующий требованиям самого жесткого в мире швед­ского стандарта МРК 11. Все ВДТ и ПЭВМ должны иметь техническую документацию и гигиенический сертификат.

Утвержденный в июле 1996 года государственный стандарт РФ по электромагнитной безопасности диспле­ев ПЭВМ (ГОСТ Р 50948-96 «Дисплеи. Средства отобра­жения информации индивидуального пользования. Об­щие эргономические требования и требования безопас­ности») введен в действие на территории России с 1 октября 1998 года. Техника, поступившая в Россию до этого времени не соответствует нормативам (СанПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видеодисплей­ным терминалам, персональным электронно-вычисли­тельным машинам и организации работы»).

Существенно повысить эргономическую безопас­ность дисплеев помогут фильтры (защитные экраны). Фильтр подавляет блики. Заземленный фильтр позво­ляет полностью избавиться от образующегося на экра­не электростатического заряда, а также от облака по­ложительно заряженных частиц между пользователем и экраном. Весьма перспективным и обнадеживаю­щим является использование при производстве персо­нальных компьютеров разработанного в Российской Федерации защитного фильтра ФЗ 14-15 («Русский щит»), предназначенного для ослабления вредных воз­действий монитора.

Располагаться от дисплея необходимо на расстоя­нии вытянутой руки и на 1,2 метра от боковых и зад­них стенок других видеотерминалов.

При работе на компьютере основная нагрузка при­ходится на глаза. Особенно тяжело поэтому людям в очках: близоруким и дальнозорким. Они автоматиче­ски пытаются компенсировать плохое зрение, изме­няя положение тела. Наклоняются к экрану, щурятся, пытаясь лучше рассмотреть текст. Нарушается осанка, рано или поздно начинает болеть шея, это ведет к силь­ным головным болям и снижению работоспособности.

Обычные очки редко подходят для работы за экра­ном компьютера. Необходимы специальные очки с двойными или тройными стеклами, рассчитанными на строго определенное расстояние до экрана. Во всех случаях нужны очки с зеркальными стеклами, кото­рые помогут избежать ослепления, они светопроница­емы и увеличивают контрастность.

^ Безопасность работы на компьютере помогут обеспечить следующие 10 правил:

1. Пользуйтесь высоким вертящимся стулом с удоб­ной спинкой.

2. Располагайтесь перед компьютером так, как вам удобно. Ноги при этом должны быть согнуты под прямым углом.

3. Компьютер надо установить так, чтобы на экран не падал прямой свет. Иначе экран будет отсвечивать. Кстати, прямой свет вреден не только вам, но и мо­нитору. Оптимальное положение при работе — бо­ком к окну, желательно левым.

4. Монитор, клавиатура и корпус компьютера долж­ны находиться прямо перед вами. При диагональ­ном расположении монитора вам придется непре­рывно вертеться на стуле. От этого неизбежно по­страдает осанка.

5. Некоторые в качестве монитора используют обыч­ный телевизионный экран. Делать этого не следует, так как от экрана телевизора излучение в 90 раз вы­ше, чем от экрана монитора.

6. Включенный монитор образует электромагнитное поле. Проверить его интенсивность несложно: про­ведите тыльной стороной ладони на расстоянии не­скольких миллиметров от включенного монитора. Если отчетливо слышны потрескивания — значит электромагнитное поле присутствует. Для защиты от электромагнитного поля следует пользоваться навесными экранами.

7. Монитор должен работать с частотой не менее 75 Гц. Слабо мерцающий монитор значительно сни­жает нагрузки на зрение. Новые 17-ти дюймовые мониторы дают крупное и отчетливое изображе­ние. При постоянной работе на таком мониторе глаза устают значительно меньше.

8. Шрифт на экране должен быть темным, а фон свет­лым. Мелкий шрифт вреден для глаз.

9. Монитор должен находиться на расстоянии 60-70 см от глаз и на 20 градусов ниже уровня глаз.

10. Через каждые 30-45 минут работы за компьюте­ром следует делать перерыв, во время которого не рекомендуется читать или смотреть телевизор. Об­щая продолжительность работы за компьютером не должна превышать 4-х часов в сутки.

Комплексы оздоровительных и профилактических упражнений. выполняемых при работе с ЭВМ, могут уменьшить как общее утомление, так и утомление пальцев рук и глаз. Последствия такой работы сказы­ваются не сразу. Но зато потом мышечные боли и боли в суставах быстро становятся хроническими. Вот не­сколько советов и упражнений, которые помогут избе­жать вредного воздействия:

• закрывайте время от времени глаза и прикрывайте их ладонями;

• чаще меняйте позу, делайте паузы в работе.

Упражнения:

1) поднимите плечи вверх, опустите;

2) то же сделайте отдельно правым и левым плечом;

3) отведите плечи назад, затем вперед, сделайте враща­тельные движения плечами;

4) положите руки на голо­ву, разведите локти в стороны и слегка отведите назад, задержитесь в этом положении несколько секунд, те­перь вперед, голову чуть наклоните;

5) в этом же поло­жении сделайте наклоны вправо и влево, смотрите на тот локоть, который в данных момент наверху;

6) пра­вой рукой наклоните голову вправо, затем левой — влево, плечи на месте.

^ 11.5. Профилактика заболеваний и роль педагогов в укреплении здоровья школьников

В современном обществе сложность достижения основных целей здравоохранения обусловлена про­цессами перестройки технологий в промышленности и сельском хозяйстве, автоматизацией и интенсифи­кацией труда, применением новых источников энер­гий, химических веществ, что отражается на измене­нии патологии населения, возникновении тяжелых за­болеваний.

Все это ставит перед здравоохранением и медицин­ской наукой сложные задачи, прежде всего разработ­ки комплекса мер общественной и индивидуальной профилактики. Научными исследованиями доказана экономическая эффективность профилактических мер, направленных на предупреждение возникнове­ния заболеваний и защиту населения от влияния отри­цательных факторов измененной окружающей среды.

В системе здравоохранения есть две службы, одна из которых занимается лечением больных, а другая — предупреждением заболеваний у здоровых людей. Со­ответственно и в медицине имеется два направления — лечебное и профилактическое. Если первое направле­ние действительно занимается научным обоснованием диагностики заболеваний и лечением больных, то вто­рое профилактическое направление, возглавляемое ги­гиеной, занимается изучением здорового человека.

Ги­гиена (греч. Нуgieinos — здоровье) является наукой о здоровье населения. Это одна из древних наук. О раз­витии гигиены в античном мире свидетельствуют трак­таты Гиппократа «О воздухе, воде и почве» и особенно «О здоровом образе жизни».

Современная гигиеничес­кая наука изучает влияние разнообразных факторов окружающей среды, учебной и производственной дея­тельности на здоровье человека, его работоспособ­ность и продолжительность жизни.

Она включает ряд самостоятельных дисциплин, в том числе школьную гигиену (так называлась гигиена детей и подростков). Данный раздел гигиены изучает взаимодействие растущего организма и факторов окру­жающей среды с целью разработки гигиенических нор­мативов, направленных на охрану и укрепление здоро­вья подрастающего поколения.

Одной из задач школьной гигиены является гигиеническая сертификация объема и содержания учебно-воспитательных про­грамм образовательных учреждений, оценка функцио­нального состояния организма учащихся в зависимости от объема недельной учебной нагрузки, режима обучения, использования новых методов преподавания.

Основоположником отечественной школьной ги­гиены является швейцарец по про­исхождению — Ф.Ф.Эрисман (1842-1915 гг.). В 1865 г. он окончил медицинский факультет Цюрихского университета и вскоре переехал в Россию. Будучи окулистом, он провел об­следование зрения у учащихся петербургских гимна­зий и сделал вывод о влиянии школьного оборудова­ния и освещения на возникновение близорукости.

Эти исследования побудили молодого врача стать гигиени­стом, провести ряд экспериментов по обоснованию размеров классной комнаты, уровня искусственного и естественного освещения на рабочем месте. Знаме­нитая «парта Эрисмана» до сих пор считается одной из лучших при оборудовании начальных классов общеоб­разовательных школ.

Многочисленные исследования последних лет по­казывают, что около 25-30% детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в со­стоянии здоровья. Среди выпускников школ уже бо­лее 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми.

Напра­шивается вывод, что школа здоровья детям не прибав­ляет, а даже наоборот. Конечно, проблема охраны здоровья детей и подростков — проблема комплекс­ная, и сводить все аспекты ее только к школе было бы неправильно. Но в то же время анализ структуры заболеваемости школьников убедительно показывает, что по мере обучения в школе растет частота встречаемос­ти таких заболеваний, как болезни дыхательных пу­тей, патология органов пищеварения, нарушение осанки, заболевания глаз, пограничные нервно-психи­ческие расстройства.

Каковы же причины такого негативного влияния школьного обучения на состояние здоровья детей и подростков? Довольно часто учителя, директора школ, завучи, работники органов управления народным образованием выражают мнение, что все недостатки, наших школ (связанные с отрицательным воздействием на здоровье детей) но­сят объективный характер. Во многом такие высказы­вания справедливы.

Действительно, не хватает удоб­ной мебели, трудно создать оптимальный воздушно-тепловой и световой режимы, зачастую невозможно составить расписание уроков, отвечающее требовани­ям возрастной физиологии и школьной гигиены, очень скудное школьное финан­сирование.

Однако следует отметить, что довольно ча­сто причины ухудшения здоровья детей в процессе их пребывания в школе носят не объективный, а субъек­тивный характер, т.е. связаны или с неправильными действиями учителей, или, что чаще, с их бездействи­ем при решении задач охраны здоровья школьников и профилактики заболеваний.

Что же следует понимать под термином «профилак­тика»?

Профилактика — это система мер (коллективных и индивидуальных), направленных на предупрежде­ние или устранение причин, вызывающих заболева­ние, различающихся по своей природе.

В настоящее время различают первичную, вторич­ную и третичную профилактику заболеваний.

Первичная профилактика — это система меропри­ятий, направленная на устранение причин возникно­вения болезней. Задача первичной профилактики — улучшение состояния здоровья детей и взрослых на протяжении всего жизненного цикла. Базой первич­ной профилактики является опыт формирования средств профилактики, рекомендации по здоровому образу жизни, народные традиции и обряды поддержания здоровья, соблюдение гигиенических норм и правил.

Для школьного учителя — это в первую оче­редь выполнение всех норм и правил школьной гигие­ны, которые регламентированы гигиеническими тре­бованиями к условиям обучения школьников в различ­ных видах современных общеобразовательных учреждений: Санитарные правила и нормы (СанПиН 2.4.2.-1178-03). Мероприятия по повышению специфи­ческой и неспецифической резистентности организма детей также относятся к системе мер первичной про­филактики. Это и система закаливания, и календарь профилактических прививок.

Вторичная профилактика — это система меропри­ятий, направленная на раннее выявление доклиничес­ких признаков заболеваний (на стадии предболезни), показателей наследственной предрасположенности людей, выявление факторов риска заболеваний и про­гнозирование риска, а также своевременное проведе­ние лечебно-оздоровительных мероприятий с целью предупреждения развития болезни. Роль учителя на этом этапе заключается в активном участии в проведе­нии ежегодных медицинских осмотров школьников и выполнении рекомендаций медицинской комиссии.

Третичная профилактика — это предупреждение рецидивов заболеваний у больных в общепопуляционном плане. Основная задача этого вида профилакти­ки — предупреждение инвалидности и реабилитация больных детей и взрослых.

Педагогическое воздействие на личность другого человека — вот главный механизм, с помощью которо­го учитель может изменить ситуацию со здоровьем на­селения России: быть самому здоровым, быть пропа­гандистом здорового образа жизни, знать и уметь ка­кими методами, секретами можно продлить свое благосостояние, как преодолеть профессиональные и бытовые трудности и вести активный образ жизни.

В России асоциальное поведение является причи­ной смерти почти каждого третьего россиянина. Пси­хическая травма, вызывающая патологический стресс, нередко провоцирует инфаркт и инсульт. Лучшей пер­вичной профилактикой психических травм и здоровья в целом является воспитание интеллигентного челове­ка. И в этом деле роль учителя неоспорима.

Роль учителя усматривается и в других направлени­ях: учитель может эффективно повлиять на уменьше­ние смерти даже той, в основе которой лежит не толь­ко асоциальное поведение. Известно, что сердечно-со­судистым заболеваниям предшествует атеросклероз, который на 50% обусловлен неправильным пищевым поведением. Обучение школьников основам рацио­нального и диетического питания — путь к снижению сердечно-сосудистых и других заболеваний.

^ 12. ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК

Учебные вопросы:

1. Предпосылки, стимулирующие рост потребления алкоголя.

2. Алкоголь — наркотический яд.

3. Терминология наркотизма.

4. Классификация и особенности действия на организм

наркотических средств и психотропных веществ.

5. Молодежь и наркотики.

6. Компоненты табачного дыма, формирующие

Источник: http://do.gendocs.ru/docs/index-83907.html?page=24

Чтобы установить диагноз при близорукости потребуется проведение офтальмологических тестов, осмотр глазной структуры, исследование рефракции. Проверка остроты зрения носит субъективный характер и дополняется объективной диагностикой, в частности рефрактометрией и скиаскопией.

Цена на лечение близорукости в Германии невысокая, зато эта отнюдь небольшая стоимость поможет пациенту увидеть мир во всех его проявлениях. Чтобы воспользоваться этой услугой, достаточно заполнить на сайте специальную форму или позвонить по телефону.

Источник: http://nizhnekamsk.lecheniegermaniya.ru/lechenie-blizorukosti-v-germanii.html

Лечение близорукости в Германии

Близорукость (иначе миопия) – это аномалия рефракции зрения, одна из разновидностей аметропии, при которой видимая картинка формируется не на сетчатке глаза, а перед ней. Причины развития этого заболевания могут быть разными, в любом случае на сетчатке возникает размытое нечёткое изображение. Близорукий человек плохо видит удалённые предметы, но хорошо видит вблизи. Эта проблема легко решается с помощью очков или линз с отрицательными диоптриями. Чаще всего миопия обусловлена генетической предрасположенностью, в результате которой глазное яблоко принимает вытянутую форму.

Симптомы

Пациенты с близорукостью часто страдают повышенной утомляемостью и головными болями, которые часто проявляются во время физической нагрузки или при занятиях спортом. Заподозрить это заболевание у ребёнка несложно, поскольку он будет жаловаться на расплывчатость и размытость предметов, расположенных вдалеке.

Исправить близорукость можно с помощью контактных линз или очков, а также методом рефракционной хирургии. Очки могут назначаться для постоянного ношения или же только для просмотра кинофильмов и вождения автомобиля. При близорукости пациенту выписываются очки или линзы с отрицательными диоптриями, чем выше этот показатель, тем более сильные линзы.

С помощью рефракционной хирургии можно устранить зависимость от контактных линз или от очков, чаще всего это выполняется с помощью специального эксимерного лазера. Он удаляет тонкий слой ткани с роговицы, что вызывает её утолщение и позволяет световым лучам преломляться прямо на роговице. Высокая степень близорукости (более 11-12диоптрий), помутнение хрусталика, истончение роговицы являются противопоказанием для проведения эксимерлазерной коррекции. В таких случаях проводится обычная полостная операция.

Диагностика

Цены в Германии

Обращайтесь и мы вам поможем!